суббота, 4 мая 2013 г.

Тематическое занятие на тему "Расскажите ребенку о Пасхе"

Сегодня получила это занятие от мамы, победительницы нашего конкурса Александры Алай,к сожалению,оно пришло только сегодня и я уже не могу исправить результаты,но я с удовольствием размещу его здесь:



Цель занятия: предоставление ребёнку общих сведений об истории и смысле главного праздника христианства Пасхи, народных традициях и обычаях; помощь в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

Необходимые материалы: картинка с веточкой вербы (см. приложение 1); крышка из-под майонеза, пластилин, веточки дерева, вата от ватных палочек; веточка вербы; лист бумаги формата А4, музыкальное сопровождение (колокольный звон), иллюстрация льна (см. приложение 2); рисунок фонтана (см. приложение 3), краски; шаблон  корзиночки на картоне (см. приложение 4), клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры; яйца от киндер-сюрпризов; картинка с изображением зайца и «спрятанными яйцами» (см. приложение 5); части аппликации (см. приложение 6), клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры; несколько кастрюлек с водой, сырые яйца, луковая шелуха, морковь, ягоды замороженной черники (чернику можно заменить несколькими каплями зелёнки – зелёный цвет скорлупы); картинка с путанными линиями (см. приложение 7); презентация по материалу «Музей Писанка», «Пасха», «Детям о Пасхе»; наклейки; варёные яйца (можно использовать разноцветные яйца из занятия «Крашенки»); парные картинки (см. приложение 8); горка (см. приложение 9), подарочки; ложка, рисунок кулича (см. приложение 10), манная и гречневая крупа, конфетти; рисунок творожной пасхи (см. приложение 11), коричневый пластилин; репродукции картин (см. приложение 12), музыкальные произведения на тему «Пасха».

Ход занятия:
- Вот и пришла к нам долгожданная весна, природа обновляется, прилетели птицы, пробивается зелёная травка, набухают почки на деревьях. А вместе с весной к нам спешит и великий христианский праздник - "праздников праздник и торжество из торжеств" – Пасха.
Пасха - главный христианский праздник, который каждый год напоминает о воскрешении Иисуса Христа – Сына Божьего.



Вербное воскресенье
Цель: предоставление ребёнку общих сведений о праздновании Вербного воскресения, народных традициях.
Материалы: картинка с веточкой вербы (см. приложение 1).
- За неделю до празднования Пасхи отмечается Вербное воскресенье.
Согласно Библии, В ЭТОТ день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Они размахивали пальмовыми ветками.
Православная церковь отмечает этот праздник, используя вместо пальмовых ветвей ветки вербы с распустившимися цветочными почками.
Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми.
По всей России был распространён обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передаёт им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьёт», «Верба хлёст, бей до слез». В конце XIX в. эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки. Родители слегка ударяли детей пучком вербы.
Верили также, что верба оберегает человека: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освящённую вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.

После рассказа ребёнку показывается картинка с изображением веточки или дерева вербы (см. приложение 1).

- Давай и мы с тобой попробуем украсить наш дом веточкой вербы.

Вербочка
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крышка из-под майонеза, пластилин, веточки дерева, вата от ватных палочек.
Из предложенных материалов ребёнку предлагается выполнить поделку. Необходимо размазать пластилин по тыльной стороне крышки, а затем вдавить в него веточку и ватные шарики.

Вариант:
Ребёнку предлагается лист плотной цветной бумаги, на котором он сам или с помощью родителя изображает веточки-палочки (возможен вариант того, что родитель даёт заготовку с уже нарисованными веточками). Затем с помощью белой гуаши ребёнку предлагается изобразить почки пальчиками.
Вариантом аппликации может быть наклеивание вместо почек вербы ваты для более правдоподобного вида.

- А теперь, давай пожелаем друг другу крепкого здоровья с помощью веточек вербы.

Вербные традиции
Цель: знакомство с православными традициями, обучение умению сдерживать силу удара, развитие памяти, речи.
Материалы: веточка вербы.
Взрослый символически ударяет ребёнка веточкой вербы, произнося вместе с ним слова:
- Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Бьёт до слез.
Верба синя
Бьёт несильно,
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба бела
Бьёт за дело,
Верба хлёст –
Бьёт до слез.
- У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название "Звонильной".
Пасхальному звону приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон помогает гречихе расти лучше, а также "пробуждает" пчёл от зимнего сна. В России считалось, что пасхальный звон помогает льну расти долгим и волокнистым.
Пасхальный звон
Цель: развитие музыкального слуха, эмоционального восприятия действительности.
Материалы: лист бумаги формата А4, музыкальное сопровождение (колокольный звон), иллюстрация льна (см. приложение 2).
В листе бумаги формата А4 делается прорезь по горизонтали так, чтобы края оставались скреплены. Под аудиозапись колокольного звона взрослый постепенно выдвигает в прорезь картинку льна, символизируя его рост.




 
- Не обходится данный праздник и без сложившихся традиций.
На праздник Пасхи принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.
Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).


Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи — Обновление и Весну Радости.

Пасхальные ручьи
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: рисунок фонтана (см. приложение 3), краски.
Ребёнку предлагается картинка с изображением фонтана, которую ему необходимо украсить, рисуя пальчиками.

- В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.
Давай и мы с тобой сделаем своего пасхального кролика и отправимся на поиск пасхальных яиц!

Пасхальный кролик
Цель: развитие мелкой моторики рук, аккуратности, умения следовать инструкции.
Материалы: шаблон  корзиночки на картоне (см. приложение 4), клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Для детей помладше основную работу выполняет взрослый, а ребёнок помогает. Детям же постарше предлагается изготовить данную поделку самостоятельно.
Необходимо:
• Обвести  шаблон  корзиночки на картоне.
• Раскрасить корзиночку
• Сложить и склеить корзиночку
• Украсить корзиночку наклейками или блестками.
• Наклеить глаза на голову кролика.
• Вырезать небольшую ручку и приклеить ее к корзиночке.
• Итак, после этого останется только наполнить корзиночку!




- Посмотри-ка, наша корзиночка совсем пуста. Необходимо отправиться на поиски спрятанных яиц.
 «Гнездо» пасхального кролика
Цель: развитие внимательности, эмоциональная разрядка.
Материалы: корзиночка из предыдущего задания, яйца от киндер-сюрпризов.
Взрослый заранее прячет в помещении пасхальные яйца и призы, а ребёнок должен будет их найти.
В зависимости от возраста ребёнка, можно предложить несколько вариантов игры. Самый простой вариант игры - просто спрятать подарочки в разных местах. Необычные варианты тайников: приклеить скотчем под сиденье стула или вложить в лапы мягкой игрушки.
Более сложные варианты игры:
- перед тем как положить приз в тайник, привяжите к нему толстую нитку, после чего пройдите с этой ниткой по квартире, опутывая ей разные предметы на своём пути. Ребёнок находит конец нитки и, сматывая её в клубок, доходит до приза. Используйте нитки разных цветов.
- можно позаимствовать идею из игры в "казаки-разбойники", отметив путь к сюрпризу стрелками.
- наиболее интересный вариант, когда ребёнок находит сюрприз по серии записок. Причём первая записка указывает, где спрятана вторая, вторая - где третья и т.д. Из последней записки ребёнок узнаёт, где находится тайник с призом.
Если ребёнок маленький и не умеет ещё читать, в записках могут быть использованы рисунки или фотографии тайников. Можно начертить карту помещения, помечая крестиками места с записками или проводить по типу игры: «Холодно-горячо».

- Ты так хорошо справился с этим заданием, что наверняка сможешь помочь и нашему зайчику найти все спрятанные яйца.

Поиск пасхальных яиц
Цель: развитие внимательности.
Материалы: картинка с изображением зайца и «спрятанными яйцами» (см. приложение 5).
Ребёнку предлагается помочь зайчику найти все яйца, спрятанные на лужайке.

- Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам и их скорлупе. Яйцо - символизировало начало новой жизни. Давай с тобой подумаем, почему яйцо – это символ начала жизни?

Цыплёнок
Цель: развитие мелкой моторики рук, аккуратности.
Материалы: части аппликации (см. приложение 6), клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Ребёнку предлагается сделать аппликацию птенца в яйце.
- Смотри, из нашего яичка вылупился птенец. Яйцо дало жизнь птичке.
А знаешь, почему на Пасху принято красить яйца?
Согласно церковному преданию, на заре нашей эры было принято, посещая императора, подносить ему дары. И когда ученица Христа, святая Мария Магда­лена с рассказом о воскрешении Спасителя пришла к императору Тиберию, то поднесла ему в дар про­стое куриное яйцо. Не поверил император расска­зу. «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? — воскликнул он. — Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным!» И тут на глазах Тиберия яйцо покраснело, свидетельствуя об истин­ности христианской веры. С той поры и появился обычай к Пасхе красить яйца в красный цвет.
Причём красят яйца на Пасху не только в красный цвет, но и в жёлтый, коричневый, фиолетовый. И, как предки из далёкой Руси, используют для этого растения. Чаще всего яйца варят в луковой шелухе. Цвет яиц получается от жёлтого до красно-коричневого. Отвар молодых берёзовых листьев окрашивает яйца в зо­лотой цвет, моркови – в жёлтый, коры дуба — в бронзовый, высушенных цветков ольхи или ягод черники — в фиолетовый. А если варить яйца вместе с корой вишни или свёклой, то получаются разные оттенки красного цвета.
Варёные яйца, которые покрашены в один цвет (красный, коричневый, жёлтый, фиолетовый), назы­вали крашенками.

Крашенки
Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности, желания узнавать новое.
Материалы: несколько кастрюлек с водой, сырые яйца, луковая шелуха, морковь, ягоды замороженной черники (чернику можно заменить несколькими каплями зелёнки – зелёный цвет скорлупы).
Ребёнку предлагается поэкспериментировать. В несколько ёмкостей, где варятся яйца, кладётся – луковая шелуха, морковка, ягоды замороженной черники (чернику можно заменить несколькими каплями зелёнки – зелёный цвет скорлупы). Через некоторое время предлагается посмотреть, как изменился цвет скорлупы того или иного яйца.
 
- А пока варятся яйца, давай посмотрим, что же должно получиться.

Угадай, какого цвета
Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, усидчивости.
Материалы: картинка с путанными линиями (см. приложение 7).
Ребёнку предлагается картинка с изображёнными на ней путаными линиями, яйцами разных цветов и материалами для их окраски. Ему необходимо провести пальчиком по линии и найти, в какой цвет окрасит яйцо тот или иной природный материал.

- Яйца к празднику Пасхи можно не только красить, но и расписывать акварельными красками. Расписывать следует уже варёные яйца, пока они ещё тёплые, чтобы краска сразу высыхала. Такие пасхальные яйца в отличие от «крашенок» назывались  «писанками».
- На Украине (показываем на карте) существует даже музей таких яиц!

Музей Писанки
Цель: развитие познавательного интереса.
Материалы: презентация по материалу.
Ребёнку предлагается просмотреть презентацию с информацией о музее писанки в Коломые.

- Сваренные яйца можно украсить и переводными картинками.

Украшаем яйца
Цель: развитие художественного вкуса, аккуратности, мелкой моторики рук.
Материалы: наклейки, яйца от киндер-сюрприза.
Ребёнку предлагается поместить наклейки на яйца-киндеры.

- В старину на Пасху были и свои пасхальные игры. Самая распространённая – «чокание», когда ударяя острым и тупым концом крашеного яйца, старались разбить яйцо соперника. Победителем становился тот, чьё яйцо оставалось целым.
Битки
Цель: эмоциональная разрядка.
Материалы: варёные яйца (можно использовать разноцветные яйца из занятия «Крашенки»).

Найди пару
Цель: тренировка визуальной памяти.
Материалы: парные картинки (см. приложение 8).
 В наборе есть 16 карточек с пасхальными яйцами разной расцветки - по две штуки с одним и тем же рисунком. Играют два человека. Перед началом игры нужно разложить карточки "рубашкой" вверх на столе, а затем переворачивать по две. Если они совпадают - игрок забирает их и получает ещё ход. Если нет - ход переходит к другому игроку. Задача - набрать как можно больше карточек.

- Традиционная пасхальная игра на Руси - катание яиц. Для этих целей взрослые мастерили детям горку с бортиками, по которой можно было скатывать яйца. Вокруг неё на ровной поверхности раскладывали небольшие сувенирчики и крашеные яйца. Играющие дети подходили по очереди к горке и скатывали каждый своё яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яйцо коснулось. Траектория яиц задается поворотом горки.

Катание яиц
Цель: пальчиковая гимнастика, эмоциональное развитие.
Материалы: горка (см. приложение 9), яйца, подарочки.
Пасхальную горку для катания яиц можно сделать из дерева или обычного картона, как на фото ниже.

Не урони
Цель: развитие координации движений.
Материалы: ложка, варёное яйцо.
Ребёнку даётся ложка и яйцо (сваренное вкрутую). Взрослый чертит на полу линии старта и финиша. Ребёнок должен положить яйцо в ложку и с ложкой в руке (или в зубах) добежать до линии финиша и обратно, стараясь не выронить яйцо.

- На Пасху всегда пекли куличи и делали творожную пасху.

Кулич
Цель: развитие мелкой моторики, аппликация крупой.
Материалы: рисунок кулича (см. приложение 10), манная крупа, гречневая крапу, клей, конфетти.
Ребёнку даётся рисунок кулича, который нужно украсить манной и гречневой крупой и конфетти.
Пасха
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: рисунок творожной пасхи (см. приложение 11), коричневый пластилин.
Лепка пластилином «изюма» на изображении творожной пасхи.
- С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.
Давай и мы с тобой сделаем открытку для бабушки.

Пасхальные открытки
Цель: развитие внимательного отношения к близким.
Материал: поделка цыплёнок (см. выше).
Если ребёнок умеет писать, ему предлагается подписать открытку, сделанную ранее, если нет -  нарисовать того, кому она предназначается.

- Пасха – великий праздник во многих странах нашей планеты. Именно поэтому многие художники и композиторы посвящали этому празднику свои работы.

Репродукции и музыка
Цель: эстетическое развитие.
Материалы: репродукции картин (см. приложение 12), музыкальные произведения на тему «Пасха».
Варианты художественных произведений:
ü Воскресение Христово (Сошествие во ад) - (икона Андрея Рублёва), (1408—1410 годы)
ü Воскресение Христа - М.Грюневальд, XVI век
ü Пасхальная заутреня в Малороссии - Николай Пимоненко. 1891
ü Вербный торг на Красной площади - Б. Кустодиев, 1917 г.

ü Дети, катающие пасхальные яйца - Кошелев Николай Андреевич.

ü Молебен на Пасху - Владимир Егорович Маковский

ü Пасха - Сизоненко Олег Александрович

ü Пасха - Стригельская Ирина Владимировна

ü И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Для закрепления материала, в конце занятия можно посмотреть с ребёнком презентацию: «Детям о Пасхе», «Пасха» и прослушать песни из альбома «Пасхальные песни для детей».
Количество игр данного занятия можно варьировать, в зависимости от желания заниматься далее у ребёнка. Можно использовать различные варианты игр (см. игры «Вербочка» и ««Гнездо» пасхального кролика»), в зависимости от интересов ребёнка. 
 Спасибо!
конспект +приложения
    Пасхальные песни