среда, 20 марта 2013 г.


Пример комплексного занятия по обучению чтению
для детей 4 лет
План занятия.
1.      Развитие внимания. Буква Р.
2.      Обучение чтению. Слоговая структура слова. Первые слоги в словах.
3.      Чтение слогов с буквой Р.
4.      Подвижная игра. Ослик.
5.      Математика. Соседи чисел.
6.      Математика. Счёт. Грибочки.
7.      Развитие мышления. Узнай по описанию.
8.      Массажная пауза. Наши ручки.
9.      Формирование знаний об окружающем мире. Фрукты.
10.  Развитие внимания. Зайцы.
11.  Пальчиковая гимнастика. Горох.
12.  Подготовка руки к письму. Дорожка для ёжика.
13.  Спортивная дорожка.
14.  Акварель по мокрому листу. Поляна с одуванчиками.
15.  Прощание.
Ход занятия.
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Развитие внимания. Буква Р.
Цель: развитие устойчивости и избирательности внимания, закрепление образа буквы. Развитие фонематического слуха.
Материалы:  рабочий  лист, цветные карандаши. Игрушка - зайчик.
- Зайчик Коська очень любит есть овощи, в которых слышится звук Р. Давайте узнаем, какие овощи Коська принесёт себе с огорода на обед. Я буду называть их, а вы хлопайте в ладошки, как услышите название с буквой Р:
МОРКОВЬ, КАРТОФЕЛЬ, КАПУСТА, ГОРОХ, БАКЛАЖАН, КАБАЧОК, ПОМИДОР, РЕПА, ЛУК, ОГУРЕЦ.
- Кто запомнил все слова, в которых нет звука Р?
Далее педагог читает стихотворение про морковку:
Наша яркая морковка
Под землёй укрылась ловко.
А на грядке в полный рост
Виден лишь морковкин хост.
- Это стихотворение написано у вас на рабочих листах. Возьмите карандаш синего цвета и найдите в стихотворении все буквы Р. Подчеркните их.
- Сколько букв нашли? Посчитайте.
Обучение чтению. Слоговая структура слова. Первые слоги в словах.
Цель: формирование умения определять количество слогов в словах.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
Педагог обращает внимание детей на следующее задание в рабочем листе.
- Прочитайте слоги в строчках.
- Возьмите карандаш и подчеркните слоги с мягким согласным. Какие слоги подчеркнули?
-  Посмотрите на картинки и назовите их. Соедините предмет и слог, на который начинается его название.
- Определите количество слогов в словах: РАК, РОЗА, ЛОШАДЬ, ЛЫЖИ.
Дети пользуются ранее изученным приёмом «ладошка-подбородок».
Чтение слогов с буквой Р.
Цель: учить слитному чтению согласных  и гласных букв, развитие кодирования.
Материалы:  рабочий  лист, цветные карандаши.
Педагог обращает внимание детей на следующее задание в рабочем листе и предлагает прочитать слоги в строчке, а затем слова.
- Подчеркните слог ОР, ЫЛ, ИР, АЛ.
- Придумайте слова, чтобы они заканчивались на АР (КОМАР, ШАР, ПОЖАР, ДАР, ПАР).


Подвижная игра. Ослик.

Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствие с текстом.
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть – не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива.
Мучается бедный ослик!
Что сначала съесть? Что после?
Впереди крыжовник зреет.
Позади малина спеет.
Ослик головою крутит:
Слева свёкла, справа – брюква.
Снизу – свежая трава.
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
А ему уж спать пора.

Математика. Соседи чисел.
Цель: учить сравнивать числа с опорой на порядок следования их в ряду чисел, формирование знания числового ряда, знакомство с понятием «соседи числа».
Материалы: на каждого ребёнка карточки с цифрами от 1 до 6  (на тарелках).Для педагога тоже набор карточек с цифрами.
Педагог показывает детям карточки с цифрами 3 и 4.
- Какое число идёт при счёте раньше? Какое позже?
Педагог пишет на доске цифры 3 и 4. (Дети выставляют карточки на столах)
- Назовите числа, которые при счёте называют раньше 3. (1 и 2).
- Какое число надо поставить сразу перед 3? (2). Число 2 называют «соседом» числа 3.( Ставят 2).
- 2 – это больший или меньший «сосед» 3? (Меньший).
- А кто больший «сосед» 3? (4).
Педагог пишет на доске:
2 3 4 (у детей на столах также).
- Найдите место для числа 1.
- Почему 1 вы ставите перед 2? (Считать начинают с числа 1. Число 1 – первое при счёте).
- Назовите его соседей.
Педагог на доске после карточки с числом 4 рисует два пустых квадратика.
- Какое это число? (Педагог показывает на квадратик, где должно быть 6).
- Почему вы так думаете? (За 4 идёт 5, а за 5 идёт 6).
- Давайте назовём все числа по порядку от 1 до 6.
- Поставьте у себя на столах цифры по порядку от 1 до 6.

Математика. Счёт. Грибочки.
Цель: формирование умения объединять предметы в группы по 3.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
- Коська в лесу собрал грибочки и решил их посушить. У Коськи на каждой верёвочке будет сушить по 3 грибочка. Давайте поможем зайчику и разложим грибочки  сразу по 3 штуки.
Педагог предлагает детям обвести замкнутой линией по 3 грибочка.
- Сколько групп у нас получилось? Сколько Коське надо взять верёвочек, если на каждой будет висеть по 3 грибочка?
Развитие мышления. Узнай по описанию.
Цель: развитие умственных действий анализа и синтеза, обобщения.
Педагог зачитывает описание предмета, а дети должны догадаться, что это за предмет.
1.      Жёлтые, красные, осенние (листья)
2.      Бурый, косолапый, неуклюжий…
3.      Зелёный продолговатый, сочный…
4.      Белое, пушистое, лёгкое…
5.      Маленькая, серая, пугливая…
6.      Ветвистая, зелёная, колючая…
7.      Старый, кирпичный, двухэтажный…
8.      Сладкое, белое, холодное…
9.      Красное, сладкое, спелое…
 - А теперь сами придумайте описание, а я и остальные ребята попробуем отгадать.
Массажная пауза. Наши ручки. 


Это ручка – правая. (Кладем шарик на правую ладошку)
Это ручка левая.  (Перекладываем шарик на левую  ладошку)
Я на мячик нажимаю (сжимаем шарик двумя руками)
И зарядку делаю. (Катаем шарик между ладошками)
Будет сильной правая. (Сжимаем шарик в  правой ладошке)
Будет сильной левая. (Сжимаем шарик в  левой ладошке)
Будут ручки у меня (сжимаем шарик двумя руками)
Ловкие, умелые. (Катаем шарик между ладошками)


Формирование знаний об окружающем мире. Фрукты.
Цель: формирование знаний о фруктах, формах предметов. Развитие речи. Развитие памяти. Развитие избирательности и устойчивости внимания.
Материалы:  муляжи разных фруктов.
1. Педагог рассматривает с детьми муляжи фруктов и называют их.
- Фрукты растут на деревьях. Есть фрукты, которые выращивают в наших краях: груши, яблоки. А есть те, которые растут в тёплых странах: лимоны, апельсины, киви и т.д.
Педагог все фрукты складывает в мешочек. Дети по одному запускают руку в мешок, достают фрукт и называют его, дают характеристику:
- Это яблоко. Оно сладкое, красное, круглое, вкусное, хрустящее и т.д.
После того, как дети достали все фрукты, педагог спрашивает:
- Какие  фрукты овальной формы?
- Догадайтесь, какой фрукт я загадала: «Этот фрукт круглый и оранжевый. Это…».
- Этот фрукт овальный и жёлтый. Это….
- А теперь вы загадайте загадку про фрукт, упоминая цвет и форму.
Развитие внимания. Зайцы.
Цель: развитие мышления.
Материалы: рабочий лист, карандаши.
- Найдите всех зайцев на рисунке.
- Расскажите, где прятались зайцы?
Педагог побуждает детей правильно использовать предлоги.
Пальчиковая гимнастика. Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая..пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «БОМ!» (хлопаем)


Подготовка руки к письму. Дорожка для ёжика.
Цель: развитие графо-моторных функций
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
- Проведите ёжика по дороге к грибам.
Спортивная дорожка.
Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.
Акварель по мокрому листу. Поляна с одуванчиками.
Цель: развитие творческих способностей, учить технике рисования акварельными красками.
Материалы: лист акварельной бумаги, акварельные краски, кисти. Мягкие кисти для закрашивания и жёсткие для рисования линий.  Образец.
- Давайте попробуем на мокром листе нарисовать  для зайчика Коськи полянку, покрытую одуванчиками. Их так много, что они слились в единый цветной ковёр и на рисунке получилось яркое жёлтое пятно.
- Для такой работы больше подходят акварельные краски. Они любят воду.
- Лист можно положить горизонтально.
Дети синей краской сверху рисуют небо.
 Низ листа закрашиваем зелёной краской. Местами рисуем большие жёлтые пятна – это одуванчики.
- На нашей полянке может расти дерево. Нарисуем его коричневой краской жёсткой кистью. Если изображение сильно расплывётся, это можно исправить (ватными дисками промокнуть). На дереве зелёной краской можно нарисовать крону.


Прощание
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение,  раскачивая руками в такт.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!